Десятки раз читала мнение взрослых, что в школе ребенок обязан учиться хорошо потому, что он должен понимать: учеба – это хорошо, ученье – свет, а неученье – тьма. Но позвольте спросить – разве ребенок в младших классах способен до конца понять, зачем ему это обучение? Да, он теоретически понимает, что потом ему это должно пригодиться. Но понимает это именно теоретически. А на деле он еще мал для такого осознания. И когда он в юности, наконец, поймет, что надо было учиться хорошо, то упустит уже много времени, и догнать программу обучения будет уже невозможно. Как можно сделать так, чтобы ребенок захотел хорошо учиться сам с первого класса?
Первое, на что ориентируется ученик в своей мотивации – это оценка учителя. И с первых классов он старается получить хорошую оценку. Второй мотив – быть не хуже других. Но этих двух мотивов мало. Сейчас психологи могли бы закидать меня камнями, но я уверена, что любой человек за свой труд должен получать вознаграждение. Вот, например, взрослые люди. Они работают и получают за это зарплату. Лиши взрослого человека зарплаты и объясни ему, что работать надо бесплатно, потому что это на благо общества, многие бы старались? С детьми то же самое. Если ребенок учиться «на благо своего же будущего», для него цель эта слишком отдалена по времени! Потому что «благо» это наступит совсем не скоро. А если ребенок будет иметь материальную заинтересованность, он будет сознательно стараться на результат, чтобы получить то, что он хочет. И получение этого не будет растянуто на десятилетия, а будет иметь вполне конкретный срок.
Как-то учительница на родительском собрании сказала, чтобы родители ни в коем случае не поощряли своих детей материально, потому что это плохо. Я так и не смогла толком понять, почему же это так плохо. Вот пример из реальной жизни.
Когда-то, когда я училась в школе, у нас в классе был мальчик – отъявленный двоечник. Сердобольные учителя жалели его и иногда вытягивали на тройки. Поэтому его итоговые оценки были наполовину из троек, наполовину из двоек. И все уже давно привыкли к его плохой успеваемости и ничего от него не ждали. Но вот однажды он поразил весь класс, получив пять по одному из ведущих предметов. Все были ошарашены, но подумали, что это, наверное, случайность. Но прошло еще пару недель, и все убедились – теперь этот парень отличник. Никто не мог понять, что именно на него так повлияло, почему он стал так хорошо учиться? И однажды одна из учительниц не выдержала и спросила: «Почему ты стал отличником?» И он ответил: «А мне родители теперь покупают за хорошее обучение то, что я хочу».
У ребенка положительные эмоции, у родителей более чем положительные, и все довольны. Причем, поощрение за пятерки может быть в виде какой-то вкусности, которую в обычные дни родители не покупают. Или какой-то пустяк, тем не менее, очень нужный ребенку – это не так важно. Главное, что при таком подходе обе стороны остаются довольны и ребенок учится хорошо. Разве не это конечная цель?
30 ноября 2010 г. |